Что будет с автокредитами в России

Что будет с автокредитами в России

В последнее время произошло достаточно много событий, которые на прямую или косвенно оказали влияние на условия и доступность автокредитов в РФ. Мы решили рассмотреть внимательнее, как же последствия кризиса и поддержка государства отразятся на секторе автокредитования в ближайшее время.

События, повлиявшие на условия кредитования

Сокращение спроса и предложения

Кризис в экономике страны всегда значительно влияет на банковскую сферу, по большей части именно из-за сектора кредитования. Увеличивается рост просроченных платежей, так как многие заемщики начинают испытывать сложности с погашением долгов, падает спрос на кредиты, поскольку многие потенциальные клиенты сомневаются в собственной платежеспособности, и на фоне всего вышеперечисленного, ужесточается кредитная политика банков, которым приходится закладывать в кредитные продукты возросшие риски и тщательно следить за качеством кредитного портфеля.

Как показывают результаты исследования Национального агентства финансовых исследований за последний год ставки значительно выросли: с 13–15 до 19–21%, причём пока нет тенденций к снижению. В начале этого года средняя ставка по кредиту на авто составляла 23%, а продажи, по сравнению с началом прошлого года, упали более чем в 4 раза: с 35% до 8%.

К тому же порядка 20% респондентов высказали мнение, что хотели бы приобрести автомобиль, но совершенно не уверены в своей платежеспособности.

«Резкое снижение спроса на автокредитование, с одной стороны, обусловлено ростом процентных ставок, с другой — сомнениями потенциальных покупателей в том, что они смогут выплатить всю сумму займа, — комментирует ситуацию руководитель Департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова. — При этом, если ипотечный кредит воспринимается как инвестиция, и потребители предполагают, что недвижимость — надежное вложение средств, покупка нового автомобиля в кризисный период считается, скорее, роскошью, особенно с учетом дополнительных трат, связанных с его обслуживанием».

Представители банковского сектора утверждают, что в таких условиях многие кредитные организации будут вынуждены пойти на сокращение собственных программ по автокредитованию, чтобы сократить собственные издержки. Многие уже так делают, а некоторый и вовсе сворачивают или приостанавливают свои программы.

По некоторым данным, количество кредитных организаций, которые предоставляли автокредиты, снизилось на 15,3%. И такое снижение критичнее всего повлияет на автодилеров, поскольку доля кредитных сделок занимает 30–35% от общего объема продаж.

Проблемы автодилеров и автоконцернов

Ослабление курса рубля в конце прошлого года — начале этого привело к тому, что российские автодилеры были вынуждены несколько раз пересмотреть цены на свой модельный ряд в сторону повышения. Это также не добавляет популярности идее приобретения нового автомобиля.

Кроме того, производители авто своими действиями дают понять, что российский рынок перестает быть для них интересен. Недавно стало известно, что часть иностранных компаний сокращают свое производство на территории РФ. Правда, некоторые участники рынка утверждают, что остановки носят плановый характер и на стоимость автомобилей и кредитов на их приобретения не повлияют. Но сообщения о том, что компании значительно сокращают штат сотрудников и часть российских заказов отдают на производство своим предприятиям в других странах говорят об обратном.

Причины все те же — значительное падение продаж. И это объяснимо — схема работы большинства автоконцернов такова, что они

работают «под заказ». Если автомобили покупают, то заводы работают, если нет — забивать склады непопулярными машинами попросту нерационально.

Стоимость страхования

Рост тарифов КАСКО и ОСАГО также работает на снижение популярности автокредитования, поскольку наличие страхового полиса — обязательное условие выдачи займа. По словам самих страховщиков рост тарифов вызван, как падением курса рубля, так и увеличением выплат по страховым случаям.

Если ОСАГО с конца 2014 года подорожало на 30%, то повышение цен на КАСКО доходит до 50%, рассказывают участники рынка. Но тем не менее, некоторые высказывают мнение, что увеличение тарифов позволит увеличить качество оказываемых услуг, даже в кризисный период.

«Повышения именно на таком уровне рынок ждал очень давно, этот тариф обеспечит стабилизацию выплат, балансировку рынка, даже в наиболее проблемных регионах, — заявил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. — Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых страховщиками».

Программа льготного кредитования

С 1 апреля Минпромторг возобновил программу льготного кредитования. Согласно ее условиям предложенная банком ставка не должна быть выше 24 процентов, а государство вычтет 9,3 процентных пункта. В итоге для самого покупателя кредит обойдется не больше, чем в 15 процентов. Максимальный срок кредита — три года, первый взнос не меньше 20 процентов. И это при том, что средняя ставка автокредитов на рынке находится в диапазоне 25–28% годовых.

Эксперты указывают на то, что запуск льготного кредитования, безусловно, привлечет новых клиентов, но говорить о сохранении объемов кредитования не приходится. А о том, что программа будет пользоваться популярностью говорит прошлый опыт введения льгот.

Так, директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев отметил, что в 2013 году, благодаря льготным кредитам, долю кредитных продаж удалось удержать на уровне 47–48%, в то время как сегодня она опустилась на уровень 8–9%.

По его словам, участие в программе сделает ставки по кредитам привлекательными для клиентов, а, значит, покупку автомобиля для клиента — более доступной. Например, при покупке самого популярного автомобиля Lada Granta выгода для клиента составит от 40 до 55 тыс. рублей.

Но Токарев отметил, что программа льготного автокредитования гораздо более интересна крупным банкам в силу большого объема дополнительных активов. Остальным же, скорее всего, придется временно сократить объемы или же вовсе отказаться.

Прогноз на будущее

В целом мнения участников рынка о будущем автокредитования значительно коррелируют с прогнозами экспертов по экономической ситуации в России в целом. Так, считается, что в течение 2016–2017 году ситуация будет оставаться примерно на сегодняшнем уровне.

Изменить это может только стабилизация экономики. Как только население почувствует уверенность в завтрашнем и дне и у людей начнут появляться средства, которые нет необходимости тратить на повседневные нужды, они начнут задумываться над улучшением условий жизни, в том числе и над покупкой нового автомобиля. Наличие спроса, в свою очередь, подстегнет развитие как более выгодных предложений на рынке кредитования, так и интерес производителей автомобилей. Поскольку в этот момент рынок становится для них прибыльным и привлекательным. Ведь именно из-за привлекательного российского рынка многие автопроизводители стали налаживать производство на территории России.

Источник: bankdirect.pro

Категория: Кредиты

Похожие статьи: