Ипотека выплачена что дальше

ипотека выплачена что дальше

Что делать после того, как отдал банку последний рубль долга

Итак, вы шли к этому моменту несколько лет. Отказывали себе в развлечениях и крупных покупках. Экономили на обедах в офисе, а вместо заграничного курорта провели отпуск в деревне. Теперь все эти невзгоды окупились. Квартира, купленная по ипотеке, совсем скоро будет принадлежать вам полностью. Вы буквально летите в банк, чтобы внести оставшуюся сумму и снять с себя долго висевшее на вас бремя.

Но лишь отдачей последнего рубля ипотечная история не закончится. Чтобы стать полноправным собственником квартиры, надо еще оформить снятие с нее залога. Как это сделать правильно и с наименьшими затратами? Делюсь собственным опытом.

Последний взнос

Кто бы что ни говорил, но большой кредит утомляет. Он постоянно держит в напряжении. Надо не забыть о ежемесячном платеже, чтобы не было просрочки. Надо спланировать свои расходы так, чтобы остались деньги для банка. Надо накопить резервный фонд, чтобы не переживать в случае потери работы или части заработка. Ну и вечная дилемма: куда деть излишки? Купить что-нибудь красивое для себя, любимого (любимой) или закинуть всю сумму в досрочное погашение? Ведь хочется одновременно и порадовать себя, и пораньше освободиться от бремени.

По статистике большинство из россиян гасят ипотеку досрочно. Примерно вдвое опережают график. На это работают сразу несколько факторов. Во-первых, менталитет у нас такой. Большинству россиян психологически тяжело ощущать себя в долгах. Во-вторых, инфляция в стране довольно высокая. Поэтому с каждым годом отдавать фиксированный платеж банку становится легче. И, в-третьих, ипотеку берут, как правило, молодые люди, которые со временем поднимаются по карьерной лестнице и начинают больше зарабатывать. Так что погасить долг получается быстрее. По себе сужу — именно так у меня и получилось. Благо, что ипотеку я взял после кризиса, пусть и под более высокие проценты, чем сейчас.

Последней каплей, переполнившей чашу моих собственных сбережений, стал налоговый вычет, который мне вернули за последний год. Поэтому я решил поднапрячься, перенести отпуск на более поздний срок, но все-таки закрыть кредит. Теперь могу рассказать о том, как я закрывал ипотеку и снимал залог с собственной квартиры.

Чтобы полностью освободиться от долгов и забрать закладную из банка, нужно осуществить несколько последовательных шагов. Сначала — собственно погашение остатка долга. Для этого нужно прийти в банк, где менеджер рассчитает вам точную сумму, которую вы должны внести. С учетом последних платежей, набежавших за это время процентов и тех остатков, что болтаются у вас на счете. Списание средств будет определено на конкретный день, когда вам будет удобно внести оставшуюся сумму. Исходя из этого дня, и будет сделан расчет.

— Внести деньги на счет нужно будет не позднее этой даты, — пояснила мне менеджер в моем банке. — Если опоздаете (например, на один день), то банк начислит дополнительные проценты. Придется снова писать заявление и их доплачивать.

Итак, вы внесли последние тысячи рублей (или долларов) в кассу банка или через онлайн-перевод. Через пару-тройку дней уже можете прийти в отделение и для успокоения души получить справку о том, что вы больше банку ничего не должны. В принципе, это необязательно, но пусть эта бумажка будет. Банк обязан вам выдать ее бесплатно. Тем не менее справка об отсутствии долга еще ничего не значит. В документах на собственность у вас все еще написано, что квартира куплена по ипотеке и находится в залоге. Эту надпись необходимо убрать.

— Звоните в наш отдел по работе с ипотечными клиентами, вам там подскажут весь алгоритм действий, — пояснила мне менеджер и поздравила с окончанием выплат.

«Заплатите 10 тысяч, и мы все сделаем»

— Нам нужно с вами встретиться, чтобы оформить все документы, — бодро заговорил со мной менеджер Алексей. — Но для понимания могу озвучить вам два возможных сценария. Первый — мы пишем доверенность на вас, что разрешаем вам снять залог с квартиры. Но тогда вам придется сначала съездить к нотариусу, а затем дважды приезжать в ваше отделение Росреества. А очереди там мама не горюй…

При этом слове я скривился. Очереди и пробки я с детства не переношу, резонно считая, что время мне все-таки дороже. Поэтому я спросил, а что за второй вариант.

— Тут все проще, — с легким воодушевлением в голосе заговорил Алексей. — Один раз приезжаете к нотариусу. Оформляем доверенность на нашу фирму. А затем они самостоятельно подают и забирают документы в Росреестре.

Оплата, естественно, после получения готовых бумаг на руки.

Однако цена вопроса у двух сценариев отличалась в разы. В первом случае предстояло заплатить 2 тысячи рублей, а во втором — 10 тысяч. Переплачивать кучу денег непонятным посредникам (да еще когда речь идет о собственной квартире) мне не хотелось. Тем не менее терять два дня, чтобы стоять в длиннющих очередях кадастровой службы тоже совершенно не улыбало. Я взял день на раздумья. И правильно, как потом оказалось, сделал.

«Сейчас в зале два человека»

Сначала надо было выяснить, а так ли велики очереди в Росреестре, как их малюют. Сначала пошел к знающим людям.

— Очереди там действительно гигантские, — оправдал мои опасения коллега из профильного журнала. — В Москве вообще единый ипотечный центр работает. То есть, все заемщики туда идут. Даже не представляю, как там справляются с огромным потоком людей. Думаю, тебе лучше посредников нанять — они все-таки знают там все входы и выходы. Быстрее будет, да и нервы побережешь. Они дороже денег.

Наверное, и правда придется обратиться к посредникам, подумал я. Но журналистское любопытство взяло верх. Тем более что квартира у меня в Подмосковье, и здесь вполне могут быть другие правила. Да и «жаба душила» платить лишние деньги. В общем, я решил позвонить в свое отделение Росреестра, чтобы выяснить, насколько там тяжелая ситуация.

По опыту общения с различными ведомствами я знаю, что дозвониться им в принципе невозможно. Тот, кто хоть раз пытался уточнить информацию в налоговой, меня поймет. Номинально телефон есть, но он либо постоянно занят, либо там никогда не берут трубку. На этот раз мне повезло. Девушка с милым голосом спокойно меня проконсультировала, пояснила, какие документы надо с собой взять и в какое время можно прийти.

— А очереди у вас сильно длинные? — задал я самый сокровенный вопрос под занавес нашего диалога. — Когда лучше приходить посоветуете, чтобы их избежать?

— Да в любое время приходите. Сейчас, например, в зале всего два человека сидит…

Вот те на! А я хотел отдать лишние 8 тысяч рублей непонятно кому. Хотя могу сделать это самостоятельно, без очередей и нервотрепки. В общем, обрадовался тому, что сэкономил деньги. Но тут же пожалел, что при оформлении права собственности поддался на уговоры в агентстве недвижимости и отдал 1% от стоимости квартиры. Мог и тогда прилично сэкономить. Буду знать в следующий раз.

Алексей моим выбором был явно разочарован (вот, видимо, какой дополнительный заработок у менеджеров в банках). И даже предложил скидку — провернуть ту же самую операцию не за 10, а за 7 тысяч рублей. Но я вежливо отказался, сославшись на нехватку денег. Через несколько дней мы встретились у нотариуса. За доверенность от представителя банка и копию мне пришлось заплатить 1800 рублей.

Итог

Оставалось только сходить в отделение Росреестра и на деле проверить, что там действительно нет очередей. День на день все-таки не приходится. Перед походом в ведомство я пристально изучил необходимый список документов, на всякий случай взял с собой все без исключения бумаги по квартире и сделал копии наиболее важных из них.

Реальность меня не разочаровала. В отделении работает электронная очередь, необходимые копии можно сделать в специальном автомате за небольшую плату. А госпошлину можно оплатить на месте — через специальный терминал. Бежать и сломя голову искать ближайшее отделение банка даже не нужно.

В очереди передо мной было около 10 человек. К заветному окошку я попал примерно через час, за который даже успел пообедать в местной столовой. Госпошлина вместе с комиссией обошлась в 500 рублей (за внесение изменений в реестр прав собственности и выдачу нового свидетельства). Вся процедура длилась меньше 15 минут. А новое свидетельство мне выдадут через две недели.

Примечательно, что рядом со мной сидели риелторы с кипами документов. Никаких специальных «входов и выходов» у них нет. Пользуются той же самой электронной очередью. Так что в следующий раз, когда вам предложат услуги посредников за баснословные деньги, сначала выясните, действительно ли им стоит платить. Или вы сможете это сделать самостоятельно.

Какие документы нужны

— копии учредительных документов банка-кредитора, заверенные нотариально;

— документы, подтверждающие ваши права на квартиру;

— закладная, полученная в банке, или доверенность от представителя банка на снятие залога;

— свидетельство из банка, в котором сказано, что вы погасили задолженность.

Полезные телефоны

Единая справочная Росреестра

Источник: denegday.ru

Категория: Ипотека

Похожие статьи: