Что нужно знать, заключая контракт с таможенным брокером

Очень часто можно слышать мнение компетентных на первый взгляд людей, которые утверждают, что таможенный брокер никоим образом не может повлиять на процесс оформления таможенных документов в силу различного рода непреодолимых обстоятельств. Что в результате его зависимости от настроения таможенников, действия других государственных органов, таможенный представитель не в силах нести ответственности за само таможенное оформление. А для того, чтобы таможня разрешила ему работать с грузом и заключается контракт, который больше нужен для соблюдения формальности. Однако такая позиция очень удобна только для недобросовестных и некомпетентных брокеров, которые свое неумение работать выдают за форс-мажорные обстоятельства, списывая срыв оформления документов на капризы таможни, или изменения законодательства, хотя обычно за месяц до вступления закона в силу происходит его официальное опубликование.

А ведь контракт с таможенным представителем – это серьезный документ, который нельзя составлять формально, а уж тем более подписывать не глядя. Ведь даже в экземплярах контрактов респектабельных курьерских компаний можно найти юридические казусы, которые вряд ли там оказались случайно, скорее расчет был на то, что в сам текст контракта обычно никто не вчитывается. И в результате в одном месте контракта можно прочитать, что таможенные платежи могут быть уплачены только из аванса брокера, а в другом присутствует строчка о том, что таможенный представитель не несет никакой ответственности за несвоевременную уплату этих самых платежей. И в случае возникновения прецедента контракт, конечно же, будет истолкован в пользу брокера.

Таким образом, составляя контракт с таможенным представителем в первую очередь необходимо прописать в нем четкий регламент совместной работы, и неважно будет ли включено это в сам текст договора или будет оформлено в виде дополнительного приложения к контракту, главное обозначить конкретные сроки передачи информации таможенному брокеру. С одной стороны это дает возможность контролировать каждый этап работы и определяет некоторые временные рамки работы участника внешнеэкономической деятельности с таможней, а с другой – просто дисциплинирует обе стороны договора. При этом в самом регламенте должны быть отражены следующие моменты:

сроки уведомления брокера о том, что готовится поставка нового товара;

сроки уведомления брокера о факте поставки;

сроки предоставления документов брокеру для начала подготовки их таможенного оформления, а также список этих документов, с указанием варианта их доставки, будут ли это оригиналы, отправят ли их по электронной почте или каким иным способом;

сроки предоставления возможных дополнительных документов по запросу таможни либо самого представителя;

сроки уведомления брокером о прибытии транспорта в зону таможенного контроля;

сроки подачи декларации таможенным представителем, начиная от момента предоставления документов;

сроки предоставления информации о том, что товар вышел;

сроки, в которые будут предоставлены оригиналы деклараций либо их копии.

Кроме того, стоит иметь в виду, что в регламенте нужно указывать только реальные сроки выгодные, прежде всего клиенту, ведь не секрет, что в процессе работы их приходится иногда корректировать, например, в результате сложившихся хороших партнерских отношений с таможенным представителем. Однако в случае возникновения спорных ситуаций, опираться придется все-таки на контракт, и тогда установленные формальные сроки «с запасом» или минимальные «в обрез» могут доставить клиентской компании некоторые неудобства.

Теперь о том, что же все-таки будет делать таможенный брокер, ведь размытая формулировка «содействие в таможенном оформлении» или «таможенное сопровождение» в пункте контракта «обязанности исполнителя» ни коим образом не дает представления о самой его работе. И становится совершенно непонятно, какие именно услуги можно ожидать от такого представителя.

А начать тут стоит с определения варианта предоставления документов. Либо все необходимые документы собирает и предоставляет сам участник внешнеэкономической деятельности, либо их часть получает таможенный представитель, например, классификационные решения, СЭЗ, сертификаты. И это, конечно же, нужно отразить в договоре. Только вот в случае второго варианта работы с брокером, стоит сначала самому убедиться в необходимости этих документов для конкретной этой поставки. Чтобы не получилось что представитель просто собирает их, как говорится, «до кучи», чтобы набить себе цену и увеличить в конечном итоге затраты, за новый товар примерно на 50 тысяч рублей.

Другим важным моментом, который обязательно нужно отразить в контракте, является перевод документов. Этот момент может сэкономить 30-35 тысяч рублей или на ставке самого дешевого переводчика в штате фирмы, или за «по листовой» перевод пакета документов брокером, примерно столько он и обходится. Как правило, этот нюанс многие заказчики просто не принимают во внимание, и либо сами переводят всю документацию, а для этого содержат штатного переводчика, либо просто платят за это брокеру, причем за каждый переведенный лист. Только вот грамотный брокер вряд ли расскажет своему клиенту, что переводить следует далеко не все, что написано в инвойсах, а только то, что непосредственно необходимо для таможенного оформления, а адрес типографии, к примеру, можно пропустить. Умолчит он, конечно же, и о том, что достаточно часто перевод просто не требуется, если предоставить глоссарий терминов, которые наиболее часто встречаются. А вот зная все эти скользкие моменты, участник внешнеэкономической деятельности обязательно оговорит вопрос перевода документов в договоре с брокером.

Теперь о передаче документов, ведь склад получателя не всегда может находиться рядом со складом временного хранения, и оригиналы документов приходится как-то передавать. Разные компании по-разному решают эту проблему, в зависимости от того варианта, который для них более удобен. Одни раз в неделю сами забирают пакет документов в таможне, другие отправляют представителя фирмы встречать каждую фуру, третьи передают документы через водителей фуры. Есть вариант, просто дождаться курьера от своего таможенного брокера. Однако в любом случае выбранный для работы вариант должен быть зафиксирован в договоре с брокером, при этом имеет смысл оговорить не только передачу оригиналов, но и их копий, например, с помощью электронной почты. При этом обязательно нужно четко оговорить временные сроки и для оригиналов, и для копий, для

передачи копий достаточно часа с момента выпуска оригиналов. Это позволит подготовить складские помещения к приемке груза . а значит, время разгрузки будет значительно сокращено, что, конечно же, сократит общие расходы.

Кроме того, чтобы застраховать себя от наступления форс-мажорных обстоятельств, вызванных изменением таможенного законодательства, следует вменить в обязанность таможенного брокера отслеживать подобные изменения по тем товарным группам, с которыми он работает, а также информировать своего клиента обо всех изменениях связанных с таможенным оформлением товара. Тем более что в процессе работы добросовестному брокеру все равно приходится следить за подобного рода изменениями, так что закрепление этого в договоре только лишний раз подтвердит его компетентность. Иначе компания клиента понесет серьезные убытки, к примеру, одно только закрытие таможен в Москве может обойтись в потерю нескольких тысяч евро. Ведь сюда включаются расходы, связанные с простоем машин (порядка 250 евро в сутки), с перенаправлением машин на другой таможенный пост, в случае если перевозчик сам не переправил машины на другую таможню с целью ускорения разгрузки товара (обычно около 300 евро), а также штрафные санкции за то, что сроки поставки не были соблюдены. Таким образом, чтобы минимизировать подобные риски в случае их наступления, нужно не только возложить на брокера обязанности по отслеживанию ситуации в случае изменения таможенного законодательства, но и своевременному информированию клиента об этом. Следовательно, участник внешнеэкономической деятельности всегда сможет потребовать компенсации за понесенные убытки.

Еще одним интересным моментом может быть обязанность брокера пересчитывать за представителем таможни остаток на платежке, ведь не только простая ошибка, но даже и описка может вызвать проблемы с налоговой инспекцией. Другими словами каждая конкретная компания сама для себя решает, насколько для нее важны те или другие действия таможенного представителя. И чем подробнее будет составлена эта инструкция для брокера в пункте «обязанности исполнителя», тем меньше расходов понесет компания клиента не только в плане убытков по непредвиденным обстоятельствам, но и просто в качестве дополнительных затрат.

Далее следует перейти к пункту «ответственности сторон». И если с ответственностью участника внешнеэкономической деятельности более или менее все понятно, она, как правило, достаточно хорошо освещается юристами брокерских компаний, то вот ответственность другой стороны заслуживает внимания. При этом не стоит перегибать палку, нужно трезво понимать, что таможенный брокер получает от клиента только ту информацию о товаре, которую сам клиент считает достоверной. Уже дальнейшие выводы и решения по поводу ее применения уже входят в обязанности брокера. Не нужно забывать, зачем составляется договор с таможенным представителем. Ведь это не просто таможенный курьер по особым поручениям, он, прежде всего, нанимается как лицо более компетентное в вопросах таможенного оформления, а значит не стоит возлагать на него обязанностей не связанных с этим вопросом.

А вот с пунктом «ответственность исполнителя» не все так просто как может показаться на первый взгляд. Деятельность брокера, впрочем, как и любая другая, содержит различного рода риски, причем как управляемые, так и неуправляемые. Понятное дело, что у более грамотного брокера неуправляемых рисков будет значительно меньше. Однако грань ответственности достаточно прозрачна, трудно бывает отделить некомпетентность брокера от простого произвола таможенных чиновников. И доказать что оформление таможенных документов затянулось по вине самого брокера, а не таможни бывает очень непросто. К примеру, если представители таможни не принимают таможенную стоимость из-за недостаточной предоставленной информации, в случае, когда ее действительно объективно мало, а таможенный представитель своевременно не запросил у своего клиента дополнительных сведений, то, конечно же, брокер за это должен нести ответственность. Так что в контракте нужно обязательно оговорить момент, что клиент передает брокеру на рассмотрение всю имеющеюся у него информацию, и в случае если предоставленных данных окажется недостаточно, то таможенный представитель обязан незамедлительно запросить дополнительные сведения, иначе он несет ответственность за срыв сроков оформления документов. В любом случае это даст возможность получить компенсацию вероятных убытков, либо заставит сотрудников брокерской компании более внимательно отнестись к документам заказчика.

Другим интересным моментом, который можно отнести к недостаткам работы брокера, однако за это клиент может расплатиться вполне реальными деньгами, является вынужденный простой транспорта. Стоит только внести в текст договора пункт о том, что в случае задержки таможенного оформления документов по вине брокера, клиентская компания не оплачивает стоянку транспорта на складах временного хранения, и таможенный представитель сразу начнет действовать более активно. И такой ситуации, когда по настоянию брокера из-за отсутствия инспектора, который начал проверку декларации нельзя было оформить документы в пятницу, хотя клиент настаивал на передаче их любому присутствующему инспектору, груз задержался на таможне до понедельника, просто не произойдет. Ведь брокерская компания просто не захочет оплачивать вынужденную стоянку транспорта, а это около 250 евро за каждый день простоя самого транспорта, да еще и 1500 рублей за стоянку на складе временного хранения.

Если же таможенный представитель предпочитает работать с таможней из своего аванса, и при этом всячески препятствует уплате аванса прямо на таможню, видимо преследуя какие-либо свои интересы, то в договоре необходимо прописать ответственность не только за несвоевременную уплату таможенных платежей, но еще и за возможное замедление таможенного оформления, в случае если работа будет вестись через аванс таможенному представителю. Таким образом, брокер уже точно не забудет во время предоставить новую платежку, если вдруг на старой «неожиданным образом» закончились деньги. А ведь в практике работы с некоторыми таможенными представителями случаются и такие досадные казусы.

В заключение хочется отметить, что в работе таможенного представителя достаточно много моментов, которые в первую очередь зависят, конечно же, только то него самого. И при этом только недобросовестный брокер станет прикрываться непреодолимым действием третьих лиц. А чтобы в какой-то степени обезопасить себя от подобных ситуаций и заставить брокера относится к своим обязанностям со всей ответственностью, прежде всего, нужно грамотно составлять договор, скрупулезно работая над каждым его пунктом.

Источник: 1-trk.ru

Категория: Форекс и биржа

Похожие статьи: