Что делать с акциями avva

AVVA. Менять ли шило на мыло-2

В декабре прошлого года в еженедельнике "Презент Центр" вышла статья "Менять ли шило на мыло", в которой затрагивалась тема, касающаяся акций AVVA, ("Автомобильного Всероссийского Альянса"), точнее "Свидетельств депонирования акций" (СДА). Мы обещали вернуться к этой теме и ответить на главный вопрос: что сейчас происходит с АВВА и стоит ли менять акции этой "кинувшей" сотни тысяч россиян фирмы на акции АвтоВАЗа либо другие ценные бумаги, как предлагается сегодня.

Наша справка

Акционерное общество открытого типа "Автомобильный Всероссийский Альянс" (AVVA) основано в ноябре 1993 года. Профиль деятельности - инвестиционные проекты в российском автомобилестроении. Учредителями Общества стали АО АвтоВАЗ, АО ЛогоВАЗ, Фонд федерального имущества, АвтоВАЗбанк, коммерческий Объединенный банк, АО Куйбышевнефть, администрация Самарской области. Первый год деятельности Альянса был посвящен детальной проработке бизнес-плана строительства нового автомобильного завода в России по производству 300 тысяч малолитражных автомобилей в год, а также поиску крупной мировой автомобильной корпорации в качестве партнера. Наиболее серьезные и глубокие переговоры велись с компанией "Дженерал Моторс". Этот проект не получился, хотя до сих пор в стадии проработки.

Совет директоров Альянса предложил пересмотреть стратегию компании и сосредоточиться на организации небольших сборочных проектов с привлечением зарубежных автомобилестроительных корпораций. В феврале 1995 года были начаты переговоры Альянса и АвтоВАЗа с финской корпорацией "Valmet". 23 ноября 1995 года подписано четырехстороннее соглашение между российскими компаниями АвтоВАЗ, AVVA, "ЕвроЛада" и финской "Valmet Automotive" о сотрудничестве в производстве и реализации автомобиля "Самара-2109", получившего название "Евро-Самара". Пока ничего не получилось. И в настоящий момент перспективными считаются латиноамериканские проекты.

Во многих странах этого региона автомобили под маркой "Лада" на протяжении ряда лет являются лидерами продаж. Поэтому Альянс совместно с АвтоВАЗом приступил к разработке проекта по организации сборочного производства в Эквадоре.

Также рассматривается вопрос о создании автосборочного производства на территории Бразилии. Кроме этого, существует проект по Египту. То есть можно констатировать: сегодня у Альянса есть шансы развиваться (или реализоваться) в странах "третьего мира".

Поехали.

Все помнят мощную рекламную кампанию, в которой AVVA приглашал всех ехать в. наверное, в лучшую жизнь. В те времена российский народ еще верил различным громким проектам (попросту "пирамидам") и с радостью отдавал под эти проекты и непонятные ваучеры, и деньги в надежде на богатое будущее. Уверенности придавал и тот факт, что ВАЗ (один из учредителей проекта) в 1993 году (и пока единственный раз) выплатил дивиденды по акциям, и все поверили, что акции не пустой звук, а вполне ощутимые деньги. В общем, акции АВВА пошли в народ. Таким образом была собрана сумма свыше 60 млн. долларов (это живые деньги + ваучеры").

Об официальных проектах Альянса мы уже коротко рассказали в нашей справке, а о том, куда действительно ушли средства, рассказывает в интервью электронной газете "ОПГ. Ру" и опубликованном в газете "Совершенно секретно" (? 19, 2000 г.), высокопоставленный сотрудник МВД РФ.

По его мнению, когда в Россию пришло время приватизации, Коржаков и курируемые им преступные группы вместе с Сосковцом, который в 1993 году являлся первым заместителем председателя правительства России, имели к этому времени некоторый опыт по работе с алюминиевой промышленностью. Операции с алюминием носили криминальный или полукриминальный характер, сам бизнес был неустойчивым и уязвимым. Появление Березовского (крестного отца Альянса) сделало алюминиевую тему совершенно иной. Зачем воровать металл, когда заводы можно просто купить? Часть средств на покупку алюминиевых заводов была получена от операций ЛогоВАЗа (печально известный реэкспорт машин), часть - от беспошлинной торговли "спортивной" водкой и сигаретами, но, кроме денег, для приватизации предприятий требовались ваучеры. Ваучеры были получены посредством создания "Автомобильного Всероссийского Альянса". Акции фирмы АВВА покупались населением, то есть физическими лицами, в основном, именно за ваучеры. Таким образом АВВА собрал у населения денег и ваучеров на сумму около 60 миллионов долларов (!). В момент приватизации предприятий цветной металлургии и нефтехимического комплекса рыночная цена ваучера поднялась до 40 тысяч, то есть в четыре раза больше своего номинала (10 000 р. - Авт.). Соответственно, операция с акциями фирмы АВВА принесла не 60, а более 200 миллионов долларов США. Этого было достаточно для решения задач Березовского в области цветной металлургии, а ведь первоначально проект АВВА предусматривал работу в автоиндустрии.

Как видите, по утверждению правоохранительных органов, средства АВВА не пропали, их не скушала инфляция, и сейчас они приносят прекрасные доходы. Но дивидендов по ним почему-то нет.

Подарок предъявителю

AVVA, как уже говорилось выше, впервые в России выпустил акции на предъявителя, так называемые Свидетельства депонирования акций (СДА). В них не указывалось имени владельца, общество не вело реестр акционеров. Выпуская СДА, AVVA не нарушал

законодательства. Однако впоследствии хождение таких ценных бумаг было запрещено, и государство обязало все акционерные общества (АО), выпустившие СДА, обеспечить обмен предъявительских документов на именные акции этих обществ. Альянс осуществляет такой обмен уже три года (решение Совета директоров от 1 декабря 2000 года продлило срок обмена до июля 2001 года), но большая группа акционеров не спешит расставаться с СДА (среди них немало тольяттинцев), чем очень раздражает руководство общества, обвиняющего акционеров в пассивности. Чтобы не терять времени даром, руководство Альянса выделило группу "инертных" акционеров, существование которых лишает общество юридической чистоты (поскольку законодательством акции на предъявителя запрещены), и решило "отлучить" их от общества, запросив у ФКЦБ (федеральной комиссии по ценным бумагам) "добро" на реорганизацию общества путем выделения из него "инертной" части. То есть на месте ОАО ABBA должно появиться два общества: условно "AVVA без владельцев СДА", так называемая функциональная часть, и ОАО "AVVA-инерт", куда предполагается "собрать" нерадивых владельцев СДА. Владельцы СДА, а это в основном физические лица, в результате такой реорганизации становились бы акционерами компании, не ведущей предпринимательскую деятельность, основной целью существования которой является приобретение СДА у их владельцев за деньги или в обмен на акции АвтоВАЗа или самого Альянса. При выделении в "AVVA - инерт" держатели бумаг лишались бы своей доли в акционерном обществе, а также возможности получения в будущем части прибыли общества в виде дивидендов только потому, что руководство общества сочло их недостаточно активными.

Первая реакция окружающих на упоминание об Альянсе на редкость единодушна: "А они еще живы?" Ни о какой реорганизации многие не слышали. Рекламная кампания по обмену СДА, в отличие от кампании по их распространению, на редкость тихая. Более того, общество решило подзаработать на обмене, заставив владельцев СДА платить "за оказание справочно-консультационных услуг и услуг по рассмотрению документов из расчета 2 р. 50 к. за каждую акцию" (номинал акции - 10 р.), а также 20 р. за выдачу и пересылку выписки из реестра акционеров. Все эти накладные расходы вообще-то должно нести само общество. Абсолютно непонятно, каким образом АО при реорганизации может обеспечить пропорциональное деление своих активов и пассивов "строго на основе волеизъявления держателей бумаг", как заверяет в своем письме на имя Игоря Костикова (директор ФКЦБ) генеральный директор AVVA Юрий Зекцер. Если владельцев СДА, не спрашивая их волеизъявления, "выталкивают" в новое акционерное общество, откуда руководство AVVA узнает, какой процент - акции самого Альянса, какой - акции АвтоВАЗа, сколько денег выделить новой компании для выкупа СДА? Как будет формироваться уставный капитал такого общества? В общем, как признается г-н Зекцер, "при очевидной логике и эффективности подобного решения препятствием для проведения предлагаемого нами варианта реорганизации являются "Стандарты эмиссии. ", утвержденные ФКЦБ, где частный и достаточно редкий вариант реорганизации в форме "выделения" рассматривается как единственно возможный". но он ". не учитывает специфику акционерных обществ, созданных до вступления в силу действующего ныне законодательства". Нисколько не смущаясь такими пустяками, как законодательство, г-н Костиков отвечает: "Рассмотрев Ваше обращение, ФКЦБ России сообщает, что поддерживает Ваше намерение произвести реорганизацию общества и отделить "инертную" часть общества от функциональной. ФКЦБ России считает возможным проведение реорганизации ОАО "Автомобильный Всероссийский Альянс" на условиях, предложенных в Вашем письме. ФКЦБ России готова рассмотреть проекты документов ОАО "Автомобильный Всероссийский Альянс" для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, размещаемых в процессе такой реорганизации". Можно было бы, конечно, удивиться такому решению ФКЦБ, идущему вразрез с законом, если бы не одно но: одним из первых и главных участников проекта АВВА был господин Волошин, ныне являющийся руководителем администрации президента.

Справка

С июля 1993 года Александр Волошин был президентом АО "Эста корп.", которое торговало облигациями АО АвтоВАЗ (Волошин же был и разработчиком проспекта этих облигаций). АО "Эста корп." было одним из крупнейших дилеров на рынке ваучеров, принимало участие в создании AVVA, а также являлось генеральным дистрибьютером ОАО "Автомобильный Всероссийский Альянс". В марте 1994 года Волошин продал акции AVVA на сумму 1,5 млрд. рублей печально знаменитому банку "Чара".

От автора.

Подведем итоги. Семь лет назад AVVA сумел, выставив на продажу СДА, собрать немалые деньги. Теперь, встав на ноги, компания, не поднимая излишней шумихи, пытается избавиться от "балласта" незаконных ценных бумаг, поскольку для дальнейшего привлечения капиталов и дополнительных эмиссий ей требуется юридическая чистота. А с прежними инвесторами, купившими, к своему несчастью, не именные акции, а "свидетельства", можно поступать так как вздумается: например, выделить из Альянса общество с пассивными акционерами (а их, вероятно, очень много), на которое к тому же можно повесить какие-нибудь долги.

Так что, граждане решайте сами, что вы будете делать с имеющимися у вас СДА АВВА. Время для раздумий еще есть.

Источник: tlt.ru

Категория: Форекс и биржа

Похожие статьи: