Статьи

чем отличается тендер от аукциона

Основные отличия конкурса от тендера

По признаку регламентации

По признаку регламентации. Главное отличие конкурса от тендера заключается в том, что конкурс — это жестко регламентированная закупка, порядок и процедуры которой диктуются специальным законодательством: Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. и статьями 447-449 ГК РФ. Проведение конкурса влечет за собой правовые последствия как для организатора, так и для участника.

Как упоминалось ранее, понятия «тендер» в российском законодательстве нет, поэтому и процедура его проведения также не регламентируется какими-либо правовыми актами. Следовательно, правовых последствий ни для Заказчика, ни для потенциальных поставщиков тендер не влечет, за исключением тех, которые возникают в результате заключенного между Заказчиком и компанией-победителем договора или случаев, когда Заказчик нарушил гражданские права потенциального поставщика.

Поэтому тендеры. проводимые коммерческими структурами, представляют собой соревновательные закупки, проводимые предприятием-Заказчиком между поставщиками в любой удобной для Заказчика форме. Их проведение определяется, в основном, внутренним сводом правил, закрепленных в закупочной политике предприятия и прочих внутренних нормативных документах.

Еще одним отличием конкурса от тендера является то, что при проведении конкурса государственными, муниципальными и бюджетными структурами решение о победителе принимается на основании сопоставления конкурсных заявок. Как правило, даже если конкурсная комиссия считает нужным уточнить те или иные условия в заявке участника, никаких существенных изменений в ней не допускается, в том числе и по цене, приведенной в этой заявке.

При этом нередки ситуации, когда кто-то из участников конкурса, узнав цену выигравшего предложения, готов был бы предложить меньшую. Однако законодательство о закупках не предусматривает возможности проведения состязательных процедур после вскрытия конкурсных заявок.

Напротив, в коммерческих структурах тендер обязательно сопровождается дополнительными состязательными процедурами (как минимум, переторжкой или редукционом), которые происходят после вскрытия конвертов с предложениями. Именно эти процедуры и дают максимальный экономический эффект в виде дополнительного снижения.цены и/или иных улучшений условий по сравнению со сделанными предложениями потенциальных поставщиков.

По выбору победителя

Следующее отличие конкурса от тендера касается выбора победителя. При проведении конкурса государственными организациями определение победителя конкурса обязательно. Исключение составляет только конкурс, который был признан несостоявшимся, например, если от его участников не поступило адекватных предложений, удовлетворяющих требованиям организатора по оформлению или сути, или в конкурсе принял участие только один участник. В коммерческой структуре выбор победителя производится по усмотрению Тендерного комитета (тендерной комиссии), при этом обязательства по выбору победителя нет.

Также отличием конкурса от тендера является способ объявления о его проведении и результатах.

О конкурсе объявляется официально, в специальном извещении в СМИ. Процедура определена в соответствующих законодательных актах. При этом опубликованное извещение должно содержать сведения, установленные ГК РФ. Публикация подобного извещения обязывает организатора конкурса провести объявленные торги, определить победителя и заключить с ним договор на условиях, изложенных в конкурсной документации. Информация о результатах такого кон¬курса публикуется тем же способом, каким и было объявлено о нем. Участники конкурса могут обжаловать результаты этого конкурса в суде, потребовать возмещения организатором всех затрат, связанных с подготовкой конкурсной документации, и т. д.

В коммерческих организациях регламентации процедуры объявления о тендере нет, поэтому она происходит менее формально, в любых СМИ, часто на корпоративном сайте и в собственных изданиях, возможно даже простое сообщение потенциальным поставщикам по телефону. Объявление о проведении тендера не обязывает Заказчика-организатора тендера к каким-либо последующим действиям. Претензии участников тендера не имеют правового статуса, поскольку участие в тендере не является гражданско-правовой сделкой. Как правило, сотрудник специализированного подразделения Заказчика, проводящий тендер и уполномоченный общаться с поставщиками, после заседания Тендерного комитета и выбора победителя тендера объявляет всем заинтересованным поставщикам наименование компании-победителя и условия, которые предоставил этот поставщик. По просьбе проигравших поставщиков и исключительно по добровольному желанию Заказчика может быть предоставлена справка или письменное обоснование выбора победителя с указанием критериев отбора

и сравнения предложения победителя и проигравшего поставщика. Еще раз хочу отметить, что данное действие является исключительно доброй волей Заказчика и говорит о его уважении ко всем участникам тендера, этикете и высокой корпоративной культуре.

Отличие по временному признаку

Существует отличие конкурса и тендера и по временному признаку. Сроки проведения конкурса четко указаны в извещении о проведении конкурса; таким образом, дата вскрытия конвертов, выбора победителя и заключение с ним договора известна заранее. Обычно этот срок составляет не менее тридцати дней с момента публикации извещения.

В коммерческих организациях строгой регламентации сроков нет, несмотря на то, что в извещении может быть указана дата проведения заседания Тендерного комитета с целью определения победителя. Поскольку основная цель закупочной деятельности коммерческого предприятия — экономия денежных средств предприятия, то заседание Тендерного комитета может быть перенесено на более позднюю дату или назначено дополнительное заседание, если у членов Тендерного комитета возникло мнение, что у участников еще есть возможность улучшать свои предложения. Помимо этого, в день заседания Тендерного комитета после определения победителя физически невозможно заключить с ним договор сразу, так как потенциальные поставщики, как правило, не присутствуют на этом заседании. Поэтому договор с победителем может быть заключен в лучшем случае на следующий день, а иногда и через несколько дней.

Поскольку в коммерческой организации действует принцип «время — деньги» и необходимая продукция была нужна «еще вчера», то сроки проведения тендера более сжаты: как правило, они составляют от одной недели до месяца. Исключения составляют закупки сложных ремонтно-строительных работ, когда в рамках одного проекта проводится несколько тендеров.

Пример.

В практике автора закупка ремонтно-строительных работ для пятого этажа здания главного производственного корпуса под офисные помещения обернулась 12 тендерами:

• тендером по выбору архитектора-дизайнера;

• тендером по выбору генерального подрядчика; "

• тендером по выбору субподрядчика на поставку и монтаж систем вентиляции и центрального кондиционирования;

• тендером по выбору субподрядчика на поставку и монтаж систем пожарной, охранной сигнализации и контроля доступа;

• тендером по выбору субподрядчика на изготовление, поставку и монтаж оконных ПВХ-конструкций и межкомнатных витражей;

• четырьмя тендерами по выбору поставщиков различных стройматериалов (светотехника и низковольтная аппаратура, сантехника, санитарные кабины, подвесные потолки, радиаторы отопления, ГВЛ, обои под покраску, краска, шпаклевка, грунтовка и пр.);

• тендером по выбору поставщика корпусной офисной мебели и кресел;

• тендером по выбору поставщика офисной оргтехники;

• тендером по выбору поставщика клининговых услуг для уборки этого офисного помещения. Проведение всех вышеперечисленных тендеров заняло около семи месяцев, с учетом того, что многие из них проводились параллельно.

Еще одно существенное отличие конкурса от тендера заключается в том, что претензии участников тендера не имеют правового статуса, поскольку участие в тендере не являются гражданско-правовой сделкой. Участники же конкурса могут обжаловать его результаты в суде, признав его недействительным, и потребовать от проводящей стороны возмещения своих затрат в случае нарушения организатором конкурса требований к его проведению и т. п.

По требованиям к оформлению документов

Наконец, последнее существенное отличие конкурса от тендера состоит в том, что из-за неправильного оформления каких-либо документов или конкурсной заявки претендента могут не допустить до участия в конкурсе и отклонить его заявку.

Коммерческие организации, как правило, подобной бюрократической волокитой не занимаются, потому, повторюсь, что им важно максимально экономить денежные средства предприятия.

В связи со всем вышеизложенным хочется отметить, что цель государственной закупки — не экономия бюджетных средств, а соблюдение регламента процедур и обоснование выбора Поставщика, поэтому при проведении конкурсов часто выдвигаются излишние требования, введенные под определенного поставщика.

Цель закупок коммерческой организации — наиболее эффективно закупать, максимально экономить денежные средства, обезопасив себя от неисполнения поставщиком условий договора.

Раздел: Коммерческие тендеры

Источник: www.protend.ru

Категория: Финансы

Похожие статьи: