Бизнес своими руками. Как превратить хобби в источник дохода

4 апреля 2014, 12:00

Обзор книги и интервью с автором — под катом.

С большим удовольствием посетила в прошлую пятницу пресс-конференцию Ады Быковской, посвященную выходу ее книги "Бизнес своими руками. Как превратить хобби в источник дохода " (по ссылке — можно полистать полное оглавление). Отдельное спасибо хочу сказать магазину «Новый книжный» на Сухаревской, где прошла презентация, и издательству Альпине Паблишер, которые подарили книгу для рецензии.

Если помните не так давно был анонс книги на ту же тему. вышедшей на полгода раньше в издательстве МИФ.

Сравнивая обе их — могу сказать что если можете себе позволить — лучше купить обе (в пределах 400 рублей одна стоит), они друг друга немного дополняют, в первой, "Сотвори и продай ", например, есть советы (хоть и не очень углубленно) как закупать материалы за рубежом, а во второй эта тема совсем не развита. Но мне, безусловно, последняя понравилась больше. Возможно, потому что автор, как и я, маркетолог и мне просто понятнее именно такая схема изложения: с графиками, подробно описанными пошаговыми мануалами и т.д.

Оценивая обе книги по 10-бальной шкале, «Сотвори и продай» я бы присудила 4, а «Бизнес своими руками» — 12 баллов. Дополнительные баллы даю за дополнительные материалы к книге, а так же за то, что закрыв ее — прощаться с автором и его советами совсем не обязательно: Ада ведет блог с советами  для дизайнеров по маркетингу и продаже своих изделий — где выкладывает массу нужной и интересной информации по этому вопросу.

Кроме того в книге очень много перекрестной интересной информации — ссылок на другие сайты, блоги, и т.д. И у автора зачОтное чувство юмора).

Как обычно,  5 понравившихся мне фактов/советов из книги (в этот раз выбрать было сложнее, много интересного):

1. Неожиданная часть про то как вести мастер-классы и публичные семинары. Например, такой полезный совет, (который, на взгляд автора, является «элементарнейшей вещью, и меня всегда удивляет, когда ее упускают из виду»): «Выяснить, чего участники ожидают, что они уже знают, какой у них опыт и чему именно хотят научиться. Да, вам кажется, что вы определили тему в заглавии выступления или мастер-класса. Но люди вкладывают разный смысл в одинаковые слова, не говоря уж о том, что могут банально недопонять вас.  Поэтому обязательно надо выяснить, с чем участники пришли, что они знают и умеют и чего они от вас ждут. Иначе вы рискуете говорить слишком просто, или слишком сложно, или вообще не о том. »

Внезапно актуально в связи с воскресными кулуарными дебатами получилось.

Вообще же на тему организации в своем городе мастер-классов и подобия курсов в книге все подробно разжевано.

2.Хорошие советы о том, стоит ли делать сайт дизайнеру или достаточно простой странички-визитки в сети и ссылающихся на нее блогов. Мнение автора — второго достаточно чаще всего для всего, что нужно дизайнеру. Но опять автор уходит в рассуждения о заказе сайта на стороне, о том что нужны подрядчики и прочее.

На самом деле я лично не вижу смысла делать что-то на «настоящем» сайте, особенно для новичков.

По-моему, идеальная платформа для сайта на любой случай — это Wordpress. Я серьезно. Ее преимущества: легко поставить самому, легко управлять,  много различных шаблонов и плагинов и ОЧЕНЬ хорошие плагины для SEO-оптимизации, Вам об этом можно будет почти не думать. К ней можно прикрутить любой свой домен, она бесплатно и быстро устанавливается на любом хостинге — чаще всего с российских даже выходить не надо для этого — просто жмешь на кнопку и на твоем домене за 15 минут разворачивают Wordpress.

Платформа масштабируемая до бесконечности. Дорастете до серьезных показателей и трафика — можно и сменить. "Вторая улица " спокойно до прошлого года на ней существовала, выросла на нем с посещаемости в 2 человека в день до 9 000 и перебралась на другую платформу только для того чтобы вести блоги можно было всем (это можно было сделать и на Wordpressе, кстати, но сайт весил бы немного больше, чем сейчас, хотя и непринципиально).

В мире много серьезных сайтов, существующих на этой бесплатной во многом платформе, и они не спешат где-то заказывать разработку сайта «исключительно под себя». Вот, к примеру, всемирно известный сайт  о стартапах и IT- бизнесе Тechcrunch был на днях куплен  за 30 000 000 $  и никого при покупке не смутило что сайт на бесплатном Wordpress. 22% сайтов США создаются именно на этой платформе.

3. Много советов из серии «как ПРАВИЛЬНО» дружить с прямыми конкурентами и клиентами, как рассчитать стоимость изделия, с чего начать. Замечательный совет в моем вольном пересказе: не пытайтесь объявить себя дизайнером и продать свои первые 30-50 изделий. Делайте,  набивайте руку, убеждаясь что вам этот вид деятельности по душе, дарите, но не выкладывайте в интернет под своим именем и не пытайтесь продать. Это  вам сейчас кажется что это очень крутые вещи, а вы сами полны таланта или креатива. Через год поймете, что они никуда не годились — а мнение о вас у коллег по цеху и покупателей на какой-нибудь «Ярмарке Мастеров» уже сложится.

От себя: вот просто яростно плюсую этот пункт. И потому, что надоело видеть такие работы в жж (в свое сообщество для продажи я их даже не пропускала) и потому что сейчас мне хочется каленым железом выжечь из интернета свои старые фото или старые «изделия», фото с показов и т.д. Тогда казалось круто, а сейчас мучительно стыдно:-). И далеко не всегда и не со всех источников такое свое «портфолио» можно убрать, увы.

4. Много советов не только о том, как назначать свою цену, но и как говорить о ней клиенту. Буквально: какими фразами, что отвечать на вопросы или советы «не делать так дорого» или «я не знаю с чем это носить и т.д». Еще один золотой совет — обязательно везде указывать цену. Я бы его вынесла на обложку книги:-) — сама НИКОГДА не спрашиваю цену, ни в жж, ни на сайтах, ни на различных ярмарках. Во многом из-за стеснительности, но сейчас это уже принципиальная позиция и у меня и у многих моих знакомых (а мы вполне себе целевой покупатель: покупаем часто): если человек поленился указать на бумажке рядом с товаром или в описании его цену — значит, он и не хочет ничего продать. Ему «не надо» указывать — нам «тем более не надо» спрашивать.

Тут еще один совет от меня: не верю в нумерологию и прочие шаманства —  но очень верит (крайне удачливая в деньгах) подруга. У нее четкое убеждение и установка: на всех ярмарках, сайтах и т.д. цена должна равнятся 8. То есть — товар должен стоить 800 рублей, или 1700, или 2600 и т.д. (когда все цифры складываешь  — получается 8). Бог его знает, но она в это верит и у нее всегда очень большие продажи. Я лично видела как на последний день ярмарки она сняла с непродавшихся брошек цену в 500 рублей (все которые были за 800 продала в первый день) и поменяла на 800 — и их купили все до конца дня!

Еще один мой личный совет: берите на ярмарку что-то очень эффектное и привлекающие внимание издалека, чтобы люди подходили на это посмотреть/сфотографироваться

— заодно и ваши товары лучше рассмотрят. Также обязательно нужно брать что-то дешевле и что-то намного дороже основного ассортимента (так и оказались у моей подруги броши за 500 рублей). Если основной товар Ваш стоит 800 (20 брошек, к примеру), то 3-4 брошки по 2-4 000 может и не продадутся, но привлекут внимание к остальным, которые на фоне их цены покажутся не такими уж и дорогими. А для экономных или тех, кому чуть-чуть не хватает — у Вас будет штук 7 брошек попроще, по 500 рублей.

Я даю свои советы до кучи, а не переопубликовываю из книги пятерку выбраных просто так, как есть — потому, что всего лишь 5, там, во-первых, выбрать сложно, во-вторых, мой главный совет относительно этой книги все равно будет  «Обязательно купите ее, она вам нужна.»

5. Хорошая глава про то, как взаимодействовать с журналами и телевидением, чтобы туда попали или ваши изделия, или ваш мастер-класс, или вы сами, как эксперт. Во многом повторяют советы из субботнего круглого стола. но есть и свои нюансы для тех, кто работает с небольшими рукодельными изделиями.

Один из них:

«Сделайте подарки-презентации, они неплохо действуют. Если бы вы обратились в рекламное агентство,  схема работы была бы примерно такой: они продумали бы красивую коробочку для ваших украшений (мыла, ароматических свечей и т.д.). Отправили бы курьера в офис журнала — передать под расписку для редактора нужной рубрики. К коробочке приложили бы визитную карточку и грамотный пресс-релиз с информационным поводом (выставка, праздник, открытие интернет-магазина или новой торговой точки и т.д.).

После этого можно позвонить и уточнить, получили ли, понравилось ли. Спросите, не могли бы вы подобрать аксессуары для следующей фэшн — съемки или могут ли ваши изделия быть интересными для наполнения рубрик. »

В качестве дополнительного плюса книги, который может быть полезен всем, а не только дизайнерам одежды  или рукодельникам — очень грамотные пошаговые советы по ведению собственного блога для продвижения себя любимого. Реально пошаговые: о чем писать, где искать темы, почему именно так искать. Подойдет и для блоггеров, пишущих о моде, и для других профессий. Я лично вчера эту книгу (и только из-за главы о блогах) рекомендовала заодно  с другими пластическому хирургу, с которым обсуждала вопросы самостоятельного продвижения его личного бренда:-).

Ниже интервью с Адой для «Второй улицы»:

Пожалуйста, расскажите о себе. Наш сайт пишет больше про креативные новые виды рукоделия и о шитье одежды, поэтому Ваш авторитет как автора книги лучше подкрепить рассказом о себе, о своих работах. Но и личные детали приветствуются), например — почему войлок? 

Рукодельничать у нас в семье было принято, но мысли сделать это чем-то большим, чем хобби для личного пользования, не возникало. Я кандидат экономических наук, много лет работаю в международной организации и довольна своей работой. Но как-то вот для развлечения и удовольствия стала делать кукол. Пробуя разные материалы, взялась за шерсть… и влюбилась в валяние войлока.

Шерсть удивительно пластичный, податливый и многогранный материал. Можно творить все, что угодно – объемные формы любых размеров, украшения, одежду, полотна, панно, комбинировать с тканью, стеклом, керамикой, птичьими перьями, металлом, бляшками из оленьего рога… Сама шерсть разнообразна – валять можно не только привычную овечью, но и альпаку, кашемир и другие экзотические виды шерсти.  А ведь еще можно добавлять волокна льна, крапивы, бамбука, шелка, кокоса, а то и прямо коконы тутового шелкопряда – да чего только не придумают!

На первой кукольной выставке, в которой я приняла участие, вдруг поняла, что мир декоративно-прикладного искусства не так уж сильно отличается от знакомого мне мира маркетинга. Вот только мастера часто не знают о бизнес-инструментах и вынуждены изобретать велосипед. Я стала в блоге рассказывать о маркетинге для частного бизнеса, параллельно используя все те же инструменты для продвижения собственных войлочных работ. Это отлично сработало — за первые же три года у меня было 11 публикаций в различных журналах и газетах, включая глянец и «Вечернюю Москву», три мастер-класса на телевидении и персональная выставка в крупнейшем в Москве центре современного искусства «Винзавод».

Мое образование и опыт, а также опыт людей, которых я консультировала и у которых брала интервью, легли в основу книги «Бизнес своими руками: как превратить хобби в источник дохода». Моей целью было пошагово и просто объяснить мастерам, как добиться успеха, на что обязательно надо обратить внимание при основании своего дела, на чем строить рекламу, как не бояться продавать.

Есть ли сейчас в России конкурент Ярмарке Мастеров по скоплению потенциальных покупателей? Есть ли сайты или выставки, на которых не будет стыдно за соседей по прилавку ( с премодерацией работ, возможно, особо важные для Вас? )

Разве что Молоток, но туда ходят люди не обязательно за ручным творчеством. Ко мне периодически обращаются с предложением или просьбами прорекламировать те или иные площадки или поучаствовать в их работе, но пока ни один проект не произвел на меня впечатления. Ярмарка Мастеров вполне удобна, и ни у покупателей, ни у мастеров нет особенной мотивации идти еще куда-то. Единственные жалобы, которые я регулярно слышала от мастеров, у которых брала интервью для книги – на неудобство отправки и оплаты. Но это уже недостатки наших платежных систем и Почты России, любая другая площадка столкнется с тем же.

Какова Ваша любимая работа (из сделанных Вами) и нелюбимая? Почему так?

Любимых у меня много, страшно мучилась, когда выбирала три для блога. В конце концов, остановилась на «рогатой» подушке с названием «Подушка «Сладких снов» для непрошенных гостей », «Большой стирке »  и Анжелетто — войлочном ангеле, которого я фотографировала зимой на пустом пляже на Лазурном берегу. Два итальянчика лет четырех-пяти бегали вокруг меня, толкались локтями и тихонько приговаривали «Анжелетто, анжелетто». Так у ангела появилось имя.

А нелюбимая… как-то у меня не получалась задуманная подушка, я плюнула и набила на ней розово-оранжевого кота, а вокруг него – разноцветные сердечки и звездочки. Банальнейшая вещь, даже стеснялась в интернет выкладывать. И вдруг – громадная популярность. Было как-то обидно – стараешься, вкладываешь смысл, бесконечно правишь эскизы – а публика восхищается котом с сердечками, для которого я даже предварительного наброска не делала.

Как работаете чтобы было вдохновение (закрываетесь от всех, под музыку, или во время просмотров сериалов и т.д.)

С войлоком особенного выбора нет — привязана к дому и ванной, а уж если используешь шлифмашинку, то ничего больше и не слышишь. А вот посты для блога и главы книги довольно часто я придумывала и писала в кафе, бывало даже во время обеда в рабочие дни. Почему-то шум людей там меня отвлекает гораздо меньше, чем домашний. При этом рутинную работу (искать фотографии, оформлять посты, добавлять тэги) мне удобнее делать дома. Я не задумывалась, почему так, принимаю как данность.

Есть ли совет, который Вы, как человек, который давно находится в этой области, и при этом человек наблюдательный и нужной «в миру» профессии, можете дать тем, кто позиционирует себя как дизайнер одежды или украшений?

Искать баланс между мечтательностью и реалистичностью. С одной стороны, без полета фантазии, без воображения жизнь скучна и творчество тоже. С другой – чтобы зарабатывать  на том, что вы делаете, надо исследовать, делать расчеты, учитывать, прогнозировать, отслеживать, записывать. А вот это необязательно должно быть скучной работой – в ваших силах привнести в нее и элементы творчества, и удовольствие.

Источник: secondstreet.ru

Категория: Финансы

Похожие статьи: