Заработная плата как факторный доход

2.5 Рынки факторов производства и основные факторные доходы

Заработная плата и рынок труда

Цена труда представляется в виде заработной платы наемным работникам. Заработная плата как экономическая категория есть вид дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс – труд. Для работодателя, покупающего труд для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.

Заработная плата – это денежное выражение стоимости товара, каковым является рабочая сила, или цена труда.

Необходимо различать номинальную зарплату и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата – это сумма денежных выплат.

Реальная заработная плата определяется уровнем цен на товары и услуги, покупаемые в каждый момент на денежную сумму заработной платы.

В большинстве случаев различия в заработной плате зависят от профессионализма работников и видов выполняемых работ. Различия в оплате труда определяются качеством выполняемых функций, а также тем, что работа может быть приятной или неприятной, сложной или более простой.

При прочих равных условиях можно вывести соотношение этих величин (6):

ЗПр = ЗПн / Ц, (6)

где ЗПр– реальная заработная плата;Ц – цена на предметы потребления и услуги;ЗПн– номинальная заработная плата.

Динамика заработной платы оказывает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Зависимость последних от цены труда может быть выражена графиком рыночного равновесия.

Рис. 14. Равновесие на рынке труда

При прочих равных условиях чем выше плата, которую работ­ники требуют за свой труд, тем меньшее их число согласятся нанять работодатели (закон спроса). И c другой стороны, чем выше предла­гаемая работодателями за выполнение определенного вида работ плата, тем большее число людей готовы заниматься такого вида работами (закон предложения). На пересечении этик интересов и находится равновесная цена рабочей силы – та заработная плата, при которой число людей, готовых заниматься определенной работой, и число имеющихся рабочих мест совпадают.

Рынок труда охватывает способы, общественные механизмы организации, позволяющие продавцам (наемным работникам) найти нужную им работу, a покупателям (работодателям) – работников, которые им требуются для ведения производства– коммерческой или иной деятельности.

Обращаясь к анализу рынка труда, необходимо помнить, что на нем выступают не бездушные товары, а люди, которые образуют органическое единство c рабочей силой, являющейся объектом купли-продажи. Поэтому следует принимать во внимание логические, социальные, национальные, культурные, духовные и прочие аспекты поведения человека.

В большинстве стран мира используются два способа купли-продажи рабочей силы: индивидуальные трудовые контракты и коллективные договора (соглашения). В коллективном договоре фиксируется согласование позиций сторон по самому широкому кругу вопросов.

Предпринимательство как фактор производства. Прибыль

предпринимателя как «остаточный доход»

Предпринимательство– это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого – свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли [16, c. 96].

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.

Вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третье условие предпринимателя –ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.

Объект предпринимательства– наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. «Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой»(Й. Шумпетер).

Основные функции предпринимательства:

1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.

Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода.

Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, то естькак доход от фактора предпринимательства (предпринимательский доход).

Предпринимательский доход получается как остаток после вычета из валовой прибыли ссудного процента, налогов и других платежей в бюджет.

Предпринимательский доход включает в себя:

1) нормальную прибыль (зарплату предпринимателя), то естьнормальное вознаграждение предпринимателю, необходимое для того, чтобы привлечь и удержать его в пределах данного направления деятельности. Нормальная прибыль входит во внутренние издержки фирмы. Если вознаграждение не обеспечивает устойчивость фирмы, то предприниматель переориентирует свои усилия на более прибыльное направление бизнеса или откажется от роли предпринимателя ради заработной платы в другой фирме.

С позиций конкурентоспособного предпринимателя нормальная прибыль зависит от нормальной отдачи на капитал и нормы предпринимательского дохода. По экономической природе прибыль представляет цену выбора производства именно данного товара или услуг. Она должна быть не

меньше упущенной прибыли, которую предприниматель мог бы получить, если вложил собственный капитал, средства производства, способности в другое производство;

2) доход, полученный сверх нормальной прибыли, то естьэкономическую (чистую) прибыль.

В динамичной экономике происхождение чистой прибыли связано с неопределенностью, нестрахуемым риском.

Рынок капитала и процент

Рынок капитала – это рынок, где продаются деньги.

Процент так же, как и заработная плата, является одной из разновидностей факторных доходов. Владелец фактора-капитала получает свой доход в форме процента. Процент как доход на капитал будет тем выше, чем выше производительность реальных экономических благ, представленных капитальными активами как факторами производства.

Источником процента является тот доход, который способен принести капитал в результате использования, производственного применения.

Для сложных производственных процессов в текущий момент или для осуществления их в будущем требуется накопление денежных средств, которые по мере их превращения в реальный капитал будут высокопроизводительными, а следовательно, принесут более высокий доход в будущем.

Обобщающим выражением дохода на капитал является процентная ставка, то естьтакая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает, по существу, ценностью капитала, вплоть до таких форм как наличные деньги, предоставляемые в ссуду, ценные бумаги и т. д.

Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в любой форме актива, выступает их денежная оценка. В денежном выражении может быть просуммирована стоимость гидростанций и причалов, тракторов и компьютеров, стройматериалов и сырья для консервной фабрики.

Капитал пользуется спросом, потому что он производителен.

Спрос на капитал – это спрос на инвестиционные ресурсы, а не просто на деньги. Когда говорят о спросе на капитал как факторе производства, то имеют в виду спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения капитала в физической форме (машины, оборудования и т. д.).

Субъектом спроса на капитал является бизнес, предприниматели.

Субъекты предложения капитала – это домашние хозяйства.

Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного доллара в год. Заслуживают внимания два аспекта этого вида дохода.

1) Ссудный процент обычно рассматривают как процент от количества занятых денег, а не как абсолютную величину. Более удобно говорить, что кто-то платит 12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудный процент составляет 120 долл. в год на 1000 долл. Далее, рассмотрение ссудного процента как процентного отношения облегчает сравнение ссудного процента, уплачиваемого за предоставление в кредит различных по абсолютной величине сумм. Выразив ссудный процент как процентное отношение, мы можем непосредственно сравнивать выплаты ссудного процента, скажем 432 долл. в год с суммы

2880 долл. и 1800 долл. в год – с 12 тыс. долл. В обоих случаях выплата ссудного процента составляет 15% – факт, который не столь очевиден, если оперировать абсолютными величинами.

2) Деньги не являются экономическим ресурсом, они являются финансовым ресурсом. Как таковые деньги не являются производительными; они не способны производить товары или услуги. Бизнес предъявляет спрос на инвестиционные ресурсы, то естьему требуется определенная денежная сумма для покупки производственных фондов (капитала в физической форме). Однако предприниматели «покупают» возможность использования денег, потому что деньги можно использовать для приобретения средств производства – заводских зданий, оборудования, складских помещений и т. д. А эти средства, несомненно, вносят вклад в производство. Таким образом, используя денежный капитал, руководители предприятий, в конечном счете, покупают возможность пользования реальными средствами производства.

Рынок земли и рента

Рассмотрев рынки капитала и труда, обратимся к одному из самых сложных рынков –рынку земли .

Земля – уникальное средство производства: она количественно ограниченна, ее невозможно искусственно воспроизвести; земельные участки различаются по плодородию, то естьимеют различную естественную производительную силу.

Использование земли издавна регулируется различными системами экономических отношений. Как экономический ресурс земля не имеет трудового происхождения и, следовательно, издержек производства. Это дар природы.

Земля как фактор производства имеет товарный характер, она продается и покупается, и ее цена на рынке зависит от спроса на нее. Но до появления на рынке средств производства она имеет исходную «стартовую» экономическую оценку в виде земельного кадастра. Земельный кадастр – это свод данных о земле.

Количество земли фиксировано, поэтому, где бы практически не использовалась земля, ее предложение абсолютно неэластично.

Абсолютную неэластичность предложения земли следует сравнить с относительной эластичностью таких имущественных ресурсов, как строения, оборудование, складские помещения. Совокупное предложение этих ресурсов не фиксировано. Повышение цен будет побуждать предпринимателей строить и предлагать большее количество этих имущественных ресурсов. И наоборот, падение цен на них приведет к тому, что предприниматели будут допускать изнашивание имеющихся зданий, оборудования и не будут их заменять[16, c. 36].

Рента – один из видов доходов на собственность, плата собственнику за разрешение применить капитал к земле. Ее размер определен в договоре об аренде. Она уплачивается за все время, на которое земельный собственник по договору сдал в аренду землю. Следовательно, земельная рента – та форма, в которой земельная собственность реализуется экономически, приносит доход.

Выделяют следующие виды рент:

1) Дифференциальная рента – это рента, которая может быть получена только с лучших и средних по естественному плодородию земельных участков;

2) Передача в аренду худших земель также приносит рента. Эта рента называется абсолютной ;

3) Квазирента – извлеченный дополнительный доход в результате усовершенствования агротехники и интенсивного использования земли. Характер и количественные параметры усовершенствований зависят от существующих в данное время и в данной местности условий землепользования, от предприимчивости, размеров капитала собственников и арендаторов земли;

4) Монопольная рента основывается на монопольной цене, по которой продается продукт редкого качества. Она связана с монопольным владением участком земли.

На рынке земли активен лишь спрос. При отсутствии эффекта изменения спроса на землю решающее решающее влияние оказывает цена, которую устанавливает собственник этого ресурса.

Цена земли определяется как процентное отношение размера ренты и величины ссудного процента.

Продавая земельный участок, его владелец продает не почву как таковую, а право на получение с него ежегодного дохода (ренты). Поэтому он рассчитывает получить за землю такую сумму, которая, будучи помещена в банк, принесет ему доход в форме процента, равного ренте.

Стоимость сельскохозяйственных земель обычно выражается в виде текущей арендной платы, помноженной на количество раз или, иными словами, в виде «покупки на ряд лет» этой ренты.

Источник: www.aup.ru

Категория: Финансы

Похожие статьи: