Материнский капитал на покупку автомобиля

На сегодняшний день для многих семей с детьми до сих пор актуальным остается вопрос о распоряжении денежными средствами по государственному сертификату на материнский капитал, предусмотренный законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ.

По официальным данным Пенсионного фонда России на начало 2016 года из 6.5 млн семей, получивших право на маткапитал с 1 января 2007 года, около 50% ни разу не подавали в ПФР заявление о расходовании средств по уже предусмотренным законом направлениям.

Антикризисные меры, предпринятые в социальной сфере в 2009 и 2010 годах, показали, в чем больше всего нуждаются люди:
  • разовые выплаты из средств маткапитала в размере 12 тыс. рублей в 2009 и 2010 годах оформили более 1 млн 600 тыс. семей, или 68% всех владельцев сертификатов;
  • по основным направлениям (улучшение жилищных условий. получение образования детьми и формирования накопительной части трудовой пенсии ) в 2010 году было подано только 17.7 тыс. заявлений, или 0,7% от их общего числа.

Такие данные приводила Елена Мизулина (в настоящее время — глава Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей ) в 2011 году в ходе обсуждения законопроекта № 302723-5 о возможности направления средств маткапитала на покупку семьей нового автомобиля отечественного производства. Однако тогда этот проект закона отклонили как не учитывающий интересы детей.

С новой силой обсуждение вопроса о возможности распоряжения средствами материнского капитала на покупку автомобиля разгорелось в конце 2014 года, когда Дмитрий Медведев поручит проработать данный вопрос Кабинету министров в срок до 12 февраля 2015 года.

Аргументы «за»

  • Стоимость нового автомобиля, произведенного на территории России, сопоставима с размером материнского капитала (453 тыс. рублей в 2015 году ), в отличие от стоимости жилья или затрат на его строительство своими силами.
  • Многие семьи, уже имеющие жилье, находят малопривлекательным расходование маткапитала на получения образования детьми или формирование пенсионных накоплений, поскольку данные варианты составляют так называемые «отложенные потребности» и воспринимаются неактуальными на фоне текущих проблем семьи.
  • Трудности с реализацией права на материнский капитал по уже полученным сертификатам снижают его потенциал в вопросе стимулирования рождаемости материальными мерами .
  • Автомобиль значительно облегчает перемещение родителей с детьми в городских условиях (в детский сад, поликлинику и больницу, для старших детей — в школу), а также повышает транспортную доступность для жителей сел, деревень и поселков (по статистике, более половины многодетных семей в России проживают в сельской местности).
  • В 2014-2015 годах наблюдается значительное сокращение пригородного железнодорожного сообщения во многих регионах страны, что осложняет возможности жителей глубинки на получение медицинских услуг, качественного образования и даже приобретение товаров первой необходимости. Зачастую единственным вариантом для сообщения отдаленных населенных пунктов с областными и районными центрами продолжает оставаться автомобильное сообщение на личном транспортном средстве.
  • Передвижение родителей с детьми на общественном транспорте в зимнее время в большинстве регионов страны значительно осложняется при сильных холодах. Зачастую при морозах, превышающих минус 20 градусов, родители вынуждены оставлять своих детей дома, поскольку доставить их в детсад или школу без риска переохлаждения не представляется возможным.

Таким образом, для многих российских семей приобретение автомобиля — единственный способ улучшить качество жизни.

Также отмечается, что при рассмотрении подобных вопросов необходимо прекратить противопоставлять ребенка и его родителей, поскольку семейная политика государства и социальная поподдержка — это поддержка семьи как социального института, с учетом интереса всех ее членов.

Аргументы «против»

  • Автомобиль по своей «капитальной значимости» не может сравниться ни с жильем, ни с перспективой получения ребенком хорошего образования.
  • По мере взросления детей необходимость в улучшении жилищных условий также будет увеличиваться, вплоть до необходимости приобретения отдельного жилья, а вместо этого у семьи будет только старый обесценившийся автомобиль.
  • Целевое использование автомобиля сложнее проконтролировать, чем это имеет место по уже предусмотренным законом направлениям использования маткапитала.
  • Возможность приобретения и последующей быстрой перепродажи машины открывает легальный путь к обналичиванию материнского капитала .
  • Если у женщины несколько детей, то это подразумевает ее длительное

    пребывание в декрете без отчисления на ее лицевой счет работодателем взносов на обязательное пенсионное страхование, что зачастую не позволяет многодетным мамам сформировать себе достойную трудовую (страховую) пенсию. Приобретение автомобиля на маткапитал в отличие от направления по формированию пенсионных накоплений никак не решает данную проблему.

  • На фоне падения продаж транспортных средств в 2015 году данное направление использования материнского капитала может рассматриваться вовсе не как забота об интересах семей с детьми, а как очередной факт лоббирования властями интересов производителей автомобилей и существующего рынка сбытов транспортных средств.

Опыт реализации в регионах

Уже в 2008 году в различных регионах России стали разрабатываться и приниматься программы «регионального материнского капитала» (впервые — в Смоленской области областным законом от 28.02.2008 № 15-з), предусматривающие дополнительные выплаты семьям с детьми из бюджета субъектов Федерации.

Размер маткапитала в регионах, как правило, существенно ниже федерального (в среднем от 100 тыс. рублей ), и предоставляется он зачастую только при рождении третьего ребенка и последующих детей.

В то же время региональный материнский капитал зачастую предполагает более широкий перечень направлений для распоряжения. В частности, в нескольких регионах страны на маткапитал предусматривается возможность покупки автомобиля:
  • Камчатский край ;
  • Калининградская область ;
  • Ульяновская область ;
  • Орловская область ;
  • Новосибирская область .

На Камчатке материнский капитал в 2015 году в размере 100 тыс. рублей выдается женщинам в возрасте от 19 до 24 лет включительно, состоящим в браке, уже при рождении первого ребенка. В многодетных семьях размер краевого маткапитала может доходить до 298 тыс. рублей. что сопоставимо со стоимостью автомобиля.

Примечательно, что средства краевого маткапитала жителям Камчатского края можно направить на приобретение транспортного средства. причем уже при достижении ребенком возраста 6 месяцев:
  • продавцу автомобиля (физическому или юридическому лицу) по договору купли-продажи транспортного средства (в том числе с возможностью рассрочки платежа);
  • кредитной организации. если автомобиль приобретается по кредитному договору или договору займа.

Дополнительно необходимо отметить, что продавцом транспортного средства может выступать супруг матери ребенка — для этого будет необходимо в общем наборе документов предоставить также свидетельство о браке.

При этом предполагается следующий набор основных документов:
  • договор купли-продажи автомобиля;
  • паспорт транспортного средства, оформленный на покупателя;
  • договор автокредитования между владельцем сертификата на материнский капитал и кредитной организацией;
  • справку из банка о размере основного долга и остатке задолженности по процентам с указанием реквизитов счета для перевода денежных средств;
  • в случае приобретения автомобиля в рассрочку у физического лица — справку о размере неуплаченной по договору суммы.

Автомобиль может приобретаться с оформлением на маму ребенка, однако с точки зрения гражданского законодательства все имущество, приобретенное семьей в период брака, фактически является совместной собственностью супругов. В этом отношении законодатели Камчатского края выражает доверие матери в вопросе воспитания ребенка и учета интереса детей.

Вместо того, чтобы ставить женщине условия и подозревать, что она преследует своей целью обналичивание материнского капитала. после чего обязательно бросит своего ребенка, законодатели Камчатского края выражают ей доверие и предоставляют возможность свободного распоряжения средствами по сертификату, в том числе на приобретение автомобиля без всяких дополнительных ограничений.

Законодательные инициативы на федеральном уровне

На федеральном уровне ранее неоднократно поступали предложения о возможности расходования материнского капитала на покупку автомобиля с необходимостью его оформления в общую долевую собственность обоих родителей и всех детей в семье.

При этом предусматривались следующие значимые моменты и ограничения:
  • автомобиль не обязательно должен быть легковым;
  • запрещалась его перепродажа в течение определенного времени;
  • автомобиль должен быть произведен на территории страны (в том числе — иномарка отечественной сборки);
  • приобретаемая машина ранее не должна была состоять на регистрационном учете в ГИБДД.

Однако эта и другие законодательные инициативы по возможности покупки автомобиля с использованием средств материнского капитала были отклонены Правительством РФ и большинством депутатов государственной Думы.

Источник: materinskij-kapital.ru

Категория: Финансы

Похожие статьи: