Чему равна чистая прибыль

Прибыль как показатель, диагностирующий эффективность. Пренебрежение финансовыми аналитиками показателем "чистая прибыль"

Прибыль = Доходы - Расходы.

В общепринятом смысле прибыль трактуется как заработанная за определенный промежуток времени сумма денег. Прибыль (net income, earnings, profits) позволяет оценить результаты деятельности за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год). Ниже приведен стандартный алгоритм расчета прибыли и традиционные показатели, используемые в финансовом языке:

Выручка, доход, оборот (sales = revenue = turnover)

минус Себестоимость реализации, включая амортизацию и налоги, относимые на себестоимость (cost of sales)

равно Валовая прибыль (валовая маржа) (gross profit, margin)

минус Коммерческие и общефирменные (управленческие) расходы

равно Прибыль от реализации (продаж) (sales margin) или прибыль до уплаты налога на прибыль, процентов по займам, или операционная прибыль (маржа) (operating profit, EBIT)

минус/плюс Прочие операционные расходы и доходы (курсовые разницы, доходы от продажи активов и т.п.)

плюс Проценты к получению

минус Проценты по заемным средствам к уплате

равно Прибыль до налогообложения (earning before tax, ЕВТ)

минус Начисленный налог на прибыль

равно Прибыль после налогообложения, но до вычета миноритарной доли (earning after tax, EAT)

минус Миноритарная доля (дивиденды по привилегированным акциям) равно Чистая прибыль или убыток отчетного года (net income)

Справочно: Прибыль па акцию (EPS) рассчитывается как отношение чистой прибыли к количеству обыкновенных акций.

Пример аналитической работы с финансовой отчетностью по прибыли, проведенной специалистами инвестиционной компании "Белее Капитал", показан в табл. 2.5.

Финансовая отчетность Сургутнефтегаза но РСБУ за 1 половину 2009 г.

Пример аналитических отчетов по прибыли за ряд лет производителя алкогольной продукции на российском рынке - концерна "Синергия" (данные с сайта компании) представлен в табл. 2.6.

Таблица 2.6. Отчет о прибылях и убытках, млн руб.

Расчет прибыли является важным моментом для анализа прошлой деятельности и оценки перспектив функционирования компании. В зависимости от решаемых задач аналитики и финансовые менеджеры компаний по-разному трактуют понятие расходов. Для оценки перспектив бизнеса не все фактические доходы и расходы должны быть приняты во внимание. Случайные, единовременные доходы или чрезвычайные расходы, которые с малой вероятностью будут иметь место в будущем, не должны закладываться в анализ и прогноз прибыли. Появляются термины "нормализованная прибыль" и "нормализованная отчетность".

Главная претензия к показателю "чистая прибыль" связана со смешением эффектов, получаемых в рамках разноплановых решений, - операционных, инвестиционных и финансовых. Убытки но операционной деятельности, когда выручка не покрывает издержки, связанные с производством и реализацией продукции, могут быть легко завуалированы прибылью от продажи активов или полученными штрафными санкциями от контрагентов. Чистая прибыль примет положительное значение, что может ввести инвестора в заблуждение относительно качества лежащей в основе деятельности компании бизнес-идеи и реализующей ее бизнес-модели. Финансовые решения и операции также могут существенно исказить эффективность операционной деятельности.

Рассмотрим те показатели прибыли, которые часто обсуждаются аналитиками и важны для принятия решений финансовым директором. Основное их отличие заключается в трактовке расходных статей.

1. Прибыль по строповым стандартам отчетности (reported earning). Предполагает максимальное вычитание из дохода расходных статей. Стандарты составления отчетности позволяют не относить к расходам очень небольшой перечень, например расходы по прекращенным операциям, эффекты кумулятивных (постепенных) изменений в учете. Большинство публичных российских компаний наряду с финансовой отчетностью по российским стандартам (РСФО, RAS) представляют отчетность по стандартам, принятым для глобальных инвесторов (либо по стандартам США - US GAAP, либо по международным стандартам - МСФО (IFRS), реже по стандартам Великобритании - UK GAAP). Представление о выборе стандартов перевода отчетности для глобальных инвесторов дает табл. 2.7. Существенные различия в форматах представления финансовой отчетности показаны в табл. 2.8.

Бухгалтерские скандалы в США 2001-2003 гг. возродили полемику о качестве стандартов и выборе единых норм - на базе стандартов США - (US GAAP) или Международных стандартов отчетности (IFRS), на которые ориентируются европейские компании. По сути, выбор идет между американской и европейской моделями учета и раскрытия информации.

2. Прибыль по операционной или основной деятельности (operating earning, или прибыль до вычета налогов и процентов, - EBIT). Эта прибыль в первую очередь интересует менеджеров подразделений (так как корпоративные расходы не находятся в их компетенции) и аналитиков, оценивающих

перспективы компании именно с точки зрения базового направления деятельности. Этот показатель прибыли игнорирует вычет процентов по заемному капиталу, т.е. показывает эффективность по всем вложенным средствам. Кроме того, в этом показателе не находит отражения такая специфическая операция, как продажа долгосрочных активов. Для решений о целесообразности сохранения данного бизнеса или вхождения в него, расширения присутствия на рынке показатель EBIT является ключевым. Аналитики часто уточняют показатель прибыли на амортизационные начисления за период (A&D), которые не являются фактическими затратами и не связаны с оттоком денег. Скорректированный показатель прибыли EBITDA = EBIT+A&D.

Например, при характеристике работы компании за отчетный год акцентируется внимание на изменении выручки и показателе EBITDA. Так, за 2006 г. по МСФО выручка Трубной металлургической компании (ОАО ТМК) выросла на 15% - до 3,38 млрд долл. a EBITDA - более чем на 49%, достигнув 793,86 млн долл. Часто расчет рыночной стоимости компании базируется на прогнозе именно показателя EBITDA.

3. Прибыль "про форма" (proforma earning) из прогнозной отчетности. Этот показатель часто представляется для лучшей демонстрации инвесторам особенностей бизнеса и его перспектив. Основная особенность отчетности "про форма" - освобождение прибыли от разовых событий, влияющих на ее значение. Эта отчетность изначально использовалась финансовыми директорами для докладов собственникам и другим заинтересованным лицам о состоянии дел в компании до официального раскрытия отчетной информации по стандартам учета. Представление предполагало упрощенное рассмотрение расходных статей (например, отчетность "про форма" не требует соблюдения страновых стандартов учета (ПБУ в России или GAAP в США)). В ряде случаев некоторые статьи сознательно не включаются в оценку прибыли для рассмотрения ситуации по принципу: "что было бы при отсутствии этих расходов". Например, какую прибыль заработала бы компания при отсутствии тех или иных налогов, при отсутствии неблагоприятных факторов, имевших место в данном году. Аналитики-шутники нашли свое понимание прибыли - про форма": EBBS (earning before bad stuff) - прибыль без учета "плохих расходных статей". Заметим, что в ряде случаев игнорирование нетипичных выплат действительно важно в аналитике развития компании. Например, анализ результатов деятельности НК "Лукойл" за 2002 г. показал, что одноразовая (нетипичная) выплата налогов составила 110-150 млн долл. (как компенсация налоговых споров по офшорной деятельности). За 2003 г. по "Газпрому" операции по выкупу и продажам казначейских акций принесли компании убыток в 127 млн долл. (по отчетности за 2003 г. согласно международным стандартам), при сохранении доли этих акций в капитале компании на том же уровне (16,2%).

Обычно результаты "про форма" лучше, чем "по стандартам". Именно показатели "про форма" часто используются корпоративными пиаровцами (PR) для работы с инвесторами. Американская комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) в 2002 г. приняла акт Сарбейнса- Оксли, по которому с 2003 г. ввела специальные правила составления отчетов "про форма".

4. Аналитическая прибыль. Крупные аналитические агентства для собственных целей разрабатывают корректирующие поправки для своего видения финансовых результатов компании. Поправки касаются как доходных статей, так и расходных. Например, агентство S&P корректирует стандартную отчетность, не включая в основные доходы убытки или прибыли от продажи активов, доходы от управления пенсионными фондами (которые широко представлены по американским компаниям), потенциальные доходы или убытки от хеджирования. Не включаются в расходы суммы, уплаченные по судебным искам и внесудебным соглашениям, комиссионные по сделкам слияний и поглощений. В отличие от стандартной отчетности 5&Р при расчете прибыли увеличивает расходы через отражение предоставленных фондовых опционов менеджерам и работникам компании (предоставление прав на покупку акций компании по фиксированной цене), включает расходы на реструктуризацию но активному бизнесу, расходы по пенсионным программам, все исследовательские расходы. Новые стандарты IAS (с 2004 г.) также предусматривают включение опционов в расходную часть оценки прибыли.

Некоторые инвестиционные банки концентрируют внимание на показателе "прибыль до вычета маркетинговых расходов", объясняя свою позицию тем, что маркетинговые расходы представляют собой инвестиции в будущее.

Часто можно услышать подтрунивания экономистов над процессом совершенствования показателя "прибыль": "остался еще один малюсенький шажок - и получится прибыль до вычета всех расходов, которые мы не хотим вычитать из прибыли".

Таблица 2.7. Представление финансовой информации публичными компаниями, работающими на территории РФ (с компоновкой по отраслевому принципу)

Таблица 2.8. Значимые различия в форматах учета и представления финансовой отчетности (сопоставление МСФО и РСФО)

Точка расхождений

Источник: studme.org

Категория: Финансы

Похожие статьи: