Образы пространства на российских денежных купюрах

что изображено на российских банкнотах

Джанджугазова Е.А.

Нет слова более популярного в обычной человеческой речи. Кто-то их боготворит, а кто-то напротив проклинает, их трудно зарабатывают, а потом легко тратят, годами копят, завещают, дарят, раздают, крадут, дают в долг, возвращают, и все это великое множество действий подчеркивает важность и даже необходимость денег.

Несостоявшиеся идеи научного коммунизма пытались убеждать целые поколения в том, что без денег можно будет свободно обойтись, но тщетно, деньги заняли прочное место не только в системе экономических отношений, но и в бытовом сознании людей. Люди видят в деньгах мощный стимул к труду и творчеству, живо воспринимая энергию денег и их прагматичную логику. А люди, профессионально изучающие деньги как общественно-историческое явление – нумизматику и бонистику, ощущают их образ, своеобразную ауру и даже «запах». Конечно деньги – это великое экономическое изобретение человечества, безусловно способствующее прогрессу. Кроме того деньги как бумажные, так и металлические — в определенной мере показатель уровня развития культуры и общественно-политического устройства государства, а в эстетическом отношении они очень часто представляют собой оригинальные образцы художественной графики.

С художественной и культурно-исторической точки зрения большое значение, несомненно, имеют бумажные деньги. Как известно первые бумажные денежные купюры, как и сама бумага, появились в Китае. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в период царствования Екатерины II, в 1769 году. Переход на бумажные деньги был необходим из соображений удобства в расчетах, так как платеж в сумме 100 рублей в пятикопеечных медных монетах весил более 6 пудов (около одного центнера). Вместе с тем процесс изготовления бумажных денег — сложный, и довольно длительный. Он состоит из этапа создания оригинала денежного знака, включая изготовление самого печатного проекта денег и этапа печатания тиража денежных купюр. Создание оригинала денежного знака – это процесс не только технологический, но и творческий. Оригинал знака сначала проектируется, то есть фактически создается визуальный образ будущих денег и, хотя подчас мы не обращаем внимание на то, что изображено на купюрах, узнать о том, как создается образ денег, как выглядят отдельные купюры и что на них изображено интересно многим.

Современные российские купюры: Какие они?

В России на данный момент выпускаются бумажные деньги следующих номиналов: 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 500 рублей, 1000 рублей и 5000 рублей. Деньги, которыми мы сегодня пользуемся, официально появились 1 января 1998 года.

Сегодня в ходу, так называемая городская серия, это значит, что на купюрах изображены достопримечательности российских городов. В данном случае экономическое пространство России тесно соприкасается с географическим, что вполне отражает характерные особенность российской ментальности, в которой фактор пространства имеет ключевое значение. Правда подбор, задействованных в оформлении денег, российских регионов не совсем ясен и скорее носит случайный характер.

Так на лицевой стороне самой маленькой бумажной купюры 10 рублей изображен мост через Енисей и часовня Красноярска. Мост носит название «Коммунальный», но в народе его называют «десятирублевым». Коммунальный мост через р. Енисей – автомобильно-пешеходный, арочной конструкции. Он был открыт в 1961 году, его ширина — 23,4 м. а высота — 6 м. В свое время он был самым длинным мостом в Азии.

Православная часовня, расположенная на десятирублевой купюре возведена в честь Параскевы Пятницы, является одним из символов города Красноярска. Она расположена на вершине Караульной горы на месте древнего языческого капища. Высота часовни – 15 м. диаметр – 7 м, а длина грани – 2,4 м. Место, на котором стоит часовня – одна из лучших видовых точек города, так как с вершины Караульной горы открывается вся панорама центральной части города. А на оборотной стороне открывается вид на плотину Красноярской ГЭС. Гидроэлектростанция на Енисее была построена в 1956-1972г.г. в 40 км. от Красноярска. В настоящее время она является 8-й по мощности среди всех действующих электростанций в мире и 2-й по мощности в РФ. Плотина Красноярской ГЭС – бетонная водосбросная, высота – 124м. ширина – 1065м.

На лицевой стороне купюры 50 рублей изображена скульптура «Нева» на фоне Петропавловской крепости. Скульптура, олицетворяющая р. Неву располагается на Биржевой площади Санкт-Петербурга у основания Ростральной колонны. Она создана скульптором Самсоном Сухановым и представляет собой женскую фигуру, сидящую на троне. «Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Стрелке Васильевского острова созданы в 1810 году архитектором Тома де Томоном как памятники морских побед России. Они также служили маяками. Колонны украшены носовыми частями кораблей и скульптурами, символизирующими четыре великие реки — Волхов, Волгу, Неву и Днепр. На другой стороне купюры — общий вид Ростральной колонны и здания Биржи.

На лицевой стороне купюре 100 рублей изображена знаменитая бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта, которая украшает портик здания Государственного академического Большого театра (ГАБТ), на оборотной стороне изображен общий вид Большого театра в г. Москве.

Большой театр – крупнейший в России и наиболее значительный в мире из театров оперы и балета. Здание было построено в 1820-х г.г. по проекту московского архитектора О.Бове.

На лицевой стороне купюры в 500 рублей изображен памятник Петру I, который находится в городе Архангельске, а на обратной стороне — вид Соловецкого монастыря. Скульптура Петра Великого была установлена в 1914 году и представляет собой памятник монументального искусства. Она является уменьшенной копией памятника работы скульптора М.М.

Антокольского.

Антокольский представил Петра во время Полтавской битвы, одетого в мундир офицера Преображенского полка, держащего в левой руке подзорную трубу и опирающегося правой рукой на трость. Статуя сделана из бронзы, ее высота 2,5 метра, а общая высота монумента 7,5 метров.

На лицевой стороне 1000 рублей на фоне Ярославского кремля изображен памятник Ярославу Мудрому. На оборотной стороне купюры – церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле и вид на колокольню. Памятник Ярославу Мудрому стоит на площади Богоявления – центральной площади Ярославля. Монумент был создан скульптором О. Комовым в 1993году. Ярослав Мудрый держит в одной руке меч, в другой — макет будущего города. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — это один из наиболее известных памятников ярославской архитектуры, является памятником истории и культуры федерального значения. Храм был построен в 1671-1687г.г. в Толчковской слободе на правом берегу р. Которосли.

Памятник Ярославу Мудрому и Церковь Иоанна Предтечи на купюре 1000 рублей.

На самой крупной купюре в 5000 рублей на лицевой стороне изображен памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьеву-Амурскому, который был открыт в 1891 году в Хабаровске. На обороте купюры изображен мост через р. Амур в Хабаровске. Хабаровский мост или «Амурское чудо», был открыт в 1916 году и до 1917 года он носил название «Алексеевский». В настоящее время мост является частью Транссибирской магистрали и федеральной автотрассы М58 «Амур» Чита-Хабаровск. Длина основного пролета моста – 2600 м. общая длина – 3890, 5 м.

Каждая, ныне находящаяся в обращении российская купюра посвящена определенному городу России и его достопримечательностям. Это позволяет заключить, что российские деньги в определенной степени отражают пространство страны, хотя появление на купюрах тех или иных достопримечательностей российских городов, по свидетельству специалистов, было скорее случайным, чем заранее продуманным. Первоначально вариантов было много — на российских купюрах предлагали изобразить великих русских писателей, музыкантов и военоначальников: А.П.Чехова, М.И.Глинку и даже Александра Невского.

Новые российские деньги: некоторые подробности

Российские купюры сменили советские в начале 1990-х, но по-настоящему новыми российскими деньгами купюры не стали. На них вместо портрета Ленина просто стали печатать изображение Кремля, чтобы поскорее избавиться от «груза прошлого». Однако старые советские деньги еще находились в обращении вплоть до осени 1993года. Хотя в конце 1992 года художники в ускоренном темпе уже создавали новый образ российских банкнот. Конечно, растущая инфляция тормозила работу, и рубли с городскими пейзажами появились только в 1995-м. Они же продолжают свой жизненный цикл и сегодня, правда с меньшим количеством нулей (в 1997-м прошла деноминация).

Художники Гознака, вспоминая те времена, говорят, что в начале все идеи крутились вокруг Москвы и Кремля, но понимание того, что огромная страна, даже символьно не ограничивается столичным Садовым кольцом, дала толчок к формированию существующей городской серии банкнот. Конечно, рассматривались самые разные варианты, включая здания музеев и театров, но утвердили именно нынешнюю городскую серию. И в значительной степени из-за ограниченности материальных и временных ресурсов. Трудно себе представить, что еще 20 лет назад эскизы купюр создавались художниками вручную, кроме того, необходимо было на ходу осваивать новые технологии введения разных степеней защиты и пр.

Взявшись за городскую серию, разработчики хотели максимально широко представить географию России, но вскоре все же четко ограничили поле деятельности по разным причинам. Самой главной из них была невозможность эстетично отразить виды городов и памятных мест на купюрах. Так, например изумительные виды Байкала и Иркутска, несмотря на все ухищрения художников, на купюрах не смотрелись!

По мнению многих хорошо удалась купюра достоинством 1000 рублей. Ее в свое время создавали, пользуясь натурными рисунками, современными и старыми фотографиями. Делались варианты с разными достопримечательностями г. Ярославля, но Центробанк утвердил вариант с памятником Ярославу Мудрому и церковью Иоанна Предтечи.

Предметом обсуждений при создании эскизов банкнот является не только графический рисунок, но и ее цвет. Так при создании купюры в 5000 рублей, художники выбрали оранжево-желтый тон знаменитой советской «десятирублевки» 1961 года, сохранив этим преемственность новых российских и советских денег. Хотя недовольных оформлением российских денежных купюр все-таки не мало. Кто-то не доволен подбором городов, кто-то критикует сюжеты графических картинок. Так нашлись люди критикующие изображение квадриги на фронтоне Большого театра, особенно возмутил их вид Аполлона (без штанов!).

Вместе с тем городская серия российских банкнот, далеко не последняя. Купюры, безусловно, нуждаются в обновлении и развитии сюжетной линии, особенно за счет изображения на них портретов, что с точки зрения специалистов повышает уровень безопасности денежных знаков. Так как сложный гравированный портрет – хороший защитный признак, его очень трудно подделать, но широкому внедрению портретов в эскизные рисунки новых денег процесс не только художественно-технологический! И если в бывшем СССР портрету Ленина по определению альтернативы не было, то в современной России есть множество великих имен достойных подобной чести.

Какими могли быть деньги: портретная серия

1. Самая крупная российская купюра, могла бы быть с портретом А.П.Чехова и видами г. Таганрога.

2. С изображением храмов г. Владимира и памятником Александру Невскому.

3. С изображением г. Смоленска и памятника М.И.Глинки.

Однако, несмотря на то, что на эскизе все представленные купюры смотрелись хорошо, варианты все равно отклонили. Вместе с тем процесс поиска новых символов российской государственности продолжается…

Источник: futureruss.ru

Категория: Банки

Похожие статьи: